Свет в твоем окне
Маргарита
Сергеечева
Поможем Маргарите Сергеечевой!
Подробности ЗДЕСЬ
© Сергеечева М. В., 2021
Свет в твоем окне

Без году неделя

 

Год: 1982
Режиссёр: Николай Засеев-Руденко
Авторы сценария: Роман Фурман, Виктор Черевков
В главных ролях: Николай Крючков, Маргарита Сергеечева, Николай Рыбников
Оператор: Вадим Верещак
Композитор: Иван Карабиц

 

 

 

 

Весна на речной улице

Был такой жанр в нашем кинематографе – фильм-счастье. С-частью трудно быть отдельно взятым. Вокруг отдельного, частного, приватизированного счастья тоже должно быть счастливо. Иначе оно коротко, увядает и разлетается в пыль, как срезанный цветок. Счастье, когда оно есть, стремится заполнить всё естество, всё вокруг. Оно не терпит пустоты несчастья, как сама природа. «Без году неделя» — именно такой фильм. Может быть, самый яркий среди лучших в то время. Чаще всего в подобных историях счастье на экране приходит к героям таким же, как сами зрители, наибольшая аудитория которых состояла тогда из людей всё же среднего возраста. Жизнь «только начиналась» в сорок лет («Москва слезам не верит») или «когда за тридцать» («Ирония судьбы», «Служебный роман» и др.). В «Без году неделя» счастье практически всеохватно, как ещё тогда общая на весь Союз река Днепр, на которой снимался фильм. Здесь счастливы и молодые люди (команда «Славутича»). Здесь счастливы и старики (капитан Яруга, Н. Крючков), и почти дети (Настя Филимонова, М. Сергеечева). Счастью даже не нужно и искать достойных в толпе. Они равные среди равных, их судьбы похожи на судьбы их сверстников. Яруга – Защитник страны. В этом его призвание, которому он следовал с малолетства. В годы, когда фашисты пытались сломить его страну, он воевал, как и его товарищи. Не все из них увидели освобождение и восстановление Родины своей. Яруга увидел, он сам был в первых рядах возрождающих мощь и величие освобождённого Отечества, своей реки. Он остался в самой гуще событий и теперь. От него, от его корабля ещё столько зависит в наступившем прекрасном дне. Годы берут своё, судно уже многое повидало, как и сам Яруга. Но на крепком, награждённом бурями и штормами борту «Славутича», на тяжёлых плечах Яруги ещё лежит вся страна. И Капитан Яруга не подведёт. Нет той силы, которая бы сломила волю этого великого в своей простоте человека. Нет той опасности, которая была бы ему неведома. Нет тех трудностей, которые Капитан Яруга уже не преодолел бы однажды. «Было дело», — скажет Капитан Яруга в лицо всем вновь поднимающимся на него, на его судно, на его Родину бедам и опасностям. И будет прав. Это всё уже было с его страной, с его кораблем, с ним – он не делает, не видит разницы между этими понятиями. Высота его человеческого духа неизмерима понятиями, меньшими по масштабу, чем понятия «народ», «страна», «правда». Для него всё это – «земля, с которой вместе мёрз», «с которой вдвоём голодал». Это сам он. Один только враг остаётся сильнее Капитана Яруги. Этот враг подкрадывается незаметно, зная своё преимущество в ближнем бою. Этот враг – старость. Он не уходит с пустым поясом. И Яруга, конечно, помнит об этом. Он выполнит свой долг до конца. Он останется верен призванию, пока руки держат штурвал. Но кто заступит на вахту после него? Вот вопрос, который остался открытым… …до появления нового члена команды на «Славутиче». Настя Филимонова – «девочка-виденье», девушка-счастье. Иначе и быть не может: в её образе — Рита Сергеечева, добрый и светлый ангел нашего кинематографа той поры. Удивительно цельная и сильная натура, «железная» девочка с косичками, как её называли. Перед нами – смотрите: всё та же Тоня-Джульетта из фильма А. Шахмалиевой «Странные взрослые», только, конечно, подросшая за прошедшие годы, выучившаяся всем ветрам наперекор (как и обычно с ней бывает) на «морского волка», вытянувшаяся до второго помощника капитана. Её друзьям-товарищам по училищу поручили быть вторыми на белоснежных красавцах-теплоходах с великими именами на бортах. А ей… Ей очень обидно. Нужна ли она своей мечте? Нужна ли она реке? Единственная девочка своего выпуска, последняя по росту. «Дочка», — никак не второе лицо на корабле. Наверное, эта тема — тема соответствия внешнего облика и внутреннего мира — вообще близка Рите Сергеечевой как человеку и как актрисе — глубокой и сильной, самостоятельной, способной на сопереживание в самых драматических обстоятельствах, на проникновение и восприятие самых драматических ролей. Во время съёмок ей только 19 лет, но по искренности души она нисколько не уступает легендарному Н. Крючкову, монументальной, великой личности с полувековым профессиональным опытом. И живёт в роли Насти Филимоновой не на фоне, а рядом с ним, рука об руку. Даже явные уступки режиссёра фильма моде и стилю той эпохи, вроде песни, спетой чужим голосом и под отсутствующие в кадре инструменты, в исполнении Риты выглядят скорее как игра, а не как фальшь. И когда на изломе времени, в перестроечную эпоху, режиссёры, увы, в большинстве стали проповедовать скорее фальшь, а не игру и уж тем более, не глубину, Рита — нет, не изменила себе. Она стала врачом уже по профессии, доказав жизни, что они нужны друг другу. И в «Без году неделя» Настя доказала, что нужна. Добилась назначения на корабль, а не в «тыловую» контору-офис. Трудом, волей, терпением, умением, знанием, добротой, твёрдостью характера, а главное – любовью к реке в такой короткий срок из почти ребёнка стала взрослым, настоящим человеком. Кто знает, где теперь её друзья-товарищи по курсу. Какой курс они держат теперь, в какие воды, на каких кораблях, под какими флагами. И что теперь с теми белоснежными красавцами-кораблями, вторыми помощниками на которых они начинали свой путь. В Насте мы уверены. Жизнь всё расставила по своим местам. И мы тому свидетели. Вот оно – СЧАСТЬЕ. Яруга может быть спокоен. На вахту его судна заступил настоящий Капитан, достойная смена. Начав последней, Настя станет первой. Первой во всём. Её новый корабль будет носить то же имя, что и прежний – пусть сон будет вещим. На стороне Насти не сила её плечей и не рост. На стороне Насти – священные понятия, переданные Капитаном Яругой, она впитала их в той же борьбе за время совместного труда и взаимного обогащения… ещё в другом, человеческом, а не коммерческом смысле. На стороне Насти все мы. На её стороне сама жизнь – такое молодое, радостное, восторженное, звонкое понятие, как Настина песня над мрачноватым «Славутичем». Даже суровый Яруга не выдерживает её тёплого течения. Не всё же, в конце концов, пробираться во льдах. Настя приведёт с собой Весну, Праздник на каждую улицу! Даже на ту, где живут «странные взрослые»… но это уже совсем другая история.

Александр Цивилев

 

К списку фильмов

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
© Сергеечева М. В., 2021
Поможем
Маргарите Сергеечевой!
Подробности ЗДЕСЬ